Вид учебной деятельности:
аудирование.
Развиваемые навыки: восприятие
речи на слух, эффективное запоминание новой
лексики и грамматических структур.
Требования к компьютеру: PC-486, Pentium
100 и выше, имеющий звуковую карту. Звуковые файлы
(*.wav) могут быть поставлены в любом существующем
формате - от экономичного GSM (11000 H) до
широкодиапазонных форматов - аудиобиблиотека
соответственно займет на жестком диске от 3 до 20
Мегабайт.
Материалы для обучения: любые
диалоги, лекции и другие тексты, находящиеся на
аудиокассетах и дисках, медиа-файлы из
энциклопедий, интерактивных журналов и пр.
Описание работы: после выбора
диктанта студент сначала слушает его целиком.
Диктант сопровождается слайдами. Затем
предлагается короткая предварительная разминка
на перевод слов и выражений, которые могут быть
для него новыми. При выполнении основной части
упражнения студент имеет слова текста диктанта,
написанные на отдельных панелях (обычно около 50-70
слов (и больше) в 5-10 предложениях). Студент имеет
возможность слушать отдельно каждое предложение
и делать промежуточные проверки (оценка при этом
снижается). Ошибки подсвечиваются желтым цветом.
При кажущейся легкости упражнения - расположить
панели в нужном порядке - оно является
чрезвычайно эффективным для уровней в пределах
Advanced. Студенты по много раз повторяют
прослушивание каждого предложения, чтобы
расслышать неясные места, усваивая новую лексику
в контексте и в готовом фонетическом виде, в
отличие от переводов текстов из учебника, при
которых они очень часто пренебрегают
транскрипцией. Конечно, работая с DICT1 студенты
также должны пользоваться словарем.
Упражнение закачивается, когда, при
необходимости, следуя подсказкам программы,
ученик восстанавливает полный правильный текст
диктанта. Диктант снова звучит полностью,
подсвечивая соответствующие предложения. При
этом в отличие от письменных диктантов в классе,
которые он получает в исправленном виде, студент
чувствует законное удовлетворение от
законченной работы, пусть даже он получил
невысокую оценку.
Мы включаем повторяющиеся слова и выражения в
следующие друг за другом диктанты одной темы и в
диктанты разных тем, но одной степени сложности.
Обратите
внимание на то, что подобные диктанты
в других компьютерных системах обучения
ограничиваются готовым текстом из нескольких
предложений, куда надо вставить отдельные слова.
При таком подходе студент концентрируется на
словах как бесконтекстных единицах без охвата
высказывания целиком, а иногда даже вставляет их
на место наобум, не понимая, что они значат.
Ощутимая польза:
1) Развивается навык аудирования и понимания речи
на слух (вид речевой деятельности - анализ, причем
в самом насущном и сложном виде). Каждое
предложение студенту приходится слушать минимум
три раза (максимум - сколь угодно большое
количество).
2) Эффективно пополняется
запас лексических и грамматических знаний.
Аудирование как учебная активность - могучий
способ запомнить прорабатываемый материал,
более действенный, чем, например, чтение. (Имеется
в виду, разумеется, многократное прослушивание
текста с желанием разобрать и понять, что в нем
говорится.)
3) Проводится
контролируемая дифференциация пар похожих по
звучанию или значению слов, часто путающихся в
головах студентов (much - many, this - these и т. п.). При
ошибке студент тратит некоторое время и заряд
эмоций на перестановку слов, тогда как в устной
речи, получив замечание, он просто механически
заменит одного члена пары на другого, потратив на
это микрон секунды и ноль усилий, и будет делать
ошибку снова и снова.
4) Результат
работы представлен в эксплицитном, опрятном виде
(в отличие от письменных работ многих студентов),
что тоже способствует лучшему усвоению.
5) Довольно
скучное и трудоемкое упражнение обретает
элемент азарта. Затраты труда со стороны
преподавателя снижаются еще заметнее.
6) Упражнение
при желании становится пригодным для групповой
работы. Один ученик может руководить мышкой, а
другой - помогать искать слова. Практика
показывает, что обсуждение во время работы
проходит очень активно и, главное, - по строго по
теме занятия. Можно устраивать соревнования, чья
группа справится быстрее или с лучшей оценкой.
Информация для
пользователя:
* После запуска программы появляется
экран с темами диктантов. Нажав мышкой на кнопку
выбранной темы, вы попадаете на следующий экран -
с кнопками номеров диктантов. Нажав на нужный вам
номер диктанта, вы начинаете упражнение. Нажав на
кнопку ‘RETRY’, попадаете обратно к выбору тем.
* Первый экран упражнения
заключает в себе кнопку ‘Play’ (маленький зеленый
треугольничек в нижней части экрана) и кнопку
‘RETRY’. При нажатии на ‘RETRY’ вы отправляетесь на
шаг назад, к выбору номера диктанта. При нажатии
на ‘Play’ запускается диктант целиком, при этом на
экране будут появляться слайды.
* (предварительное упражнение -
его можно пропустить) После прочтения диктанта
появляется экран со столбиком кнопок, имеющих
одинаковый значок аудиодинамика,
соответствующим количеством расположенных в
случайном порядке в правой части экрана панелей
со словами и кнопкой ‘CHECK’. Задача - нажимая на
кнопки с динамиком слушать фрагменты текста
диктанта и подтаскивать к ним мышкой панели с
русским переводом. Если есть ошибки или
упражнение не закончено, то нажатие на кнопку
‘CHECK’ выводит на ней ваш результат - количество
правильно собранных пар из общего количества.
Если все сделано правильно, тогда при нажатии на
‘CHECK’ вы отправляетесь на следующий экран. Если
вы хотите отправиться на следующий экран, не
доделав предваряющего упражнения - просто
закройте окно, как принято в WINDOWS (клик на угол
рамки).
* (непосредственно диктант) На
экране находятся несколько строчек для
собирания текста - по количеству предложений - с
готовыми знаками препинания и, в некоторых
случаях, ключевыми словами. Цифра в начале каждой
строки - номер предложения, при нажатии на нее
слова, находящиеся на этой строчке выравниваются
по высоте. В верхней части экрана в случайном
порядке находятся панели со словами, в нижней
части находятся: а) проигрыватель с кнопкой ‘Play’
и индикатором выбора предложения, пользуясь
которыми вы можете прослушивать любое
предложение по своему выбору; б) окно ввода
нужного слова (если не можете найти слово -
напечатайте его в окне и нажмите ENTER а слово
загорится красным светом) и в) кнопка ‘CHECK’.
Проигрывая предложения, соберите текст диктанта,
подтаскивая слова на нужное место или кликая
мышкой на слово и затем - на то место, куда вы
хотите его перенести. Не обязательно подгонять
слова точно вплотную друг к другу - они могут быть
на большом расстоянии или перекрываться, нужно
только, чтобы начало следующего слова находилось
после начала предыдущего.
Нажмите на кнопку ‘CHECK’ - если диктант выполнен
неправильно, цифры незаконченных предложений и
слова, находящиеся не на месте, станут желтыми, а
лишние панели перетасуются заново.. Если диктант
закончен (т.е. выполнен правильно), панели во всех
предложениях выровняются, в верхней части экрана
появится оценка на фоне слайдов и диктор
прочитает диктант с начала до конца. По мере
чтения предложения будут окрашиваться в розовый
цвет.
* Выход из программы после
окончания диктанта - клик мышкой на оценке или
стандартный выход WINDOWS (закрыть окно).
В программе используется большое количество аудиозаписей, которые в целях экономии дискового пространства пользователя существуют в сжатом формате. Для правильной работы диктантов включите в состав Windows стандартную функцию "сжатие аудиозаписей" (ок. 100 кБ):
Панель Управления - Установка и удаление программ - Установка Windows - Мультимедиа - Сжатие аудиозаписей